Влияние семейных ценностей на развитие и формирование личности ребенка.
Реброва Катерина
30 Апреля 2014
Реброва Катерина

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Михаил Матусовский, 1968г.

Начиная статью, со всем известных строчек советской песни,  хотелось подчеркнуть роль и силу воздействия искусства на развитие детей. Та музыка, которую ребенок слышит с детства, во многом откладывает отпечаток на его вкусы и интересы. Тексты песен сначала просто запоминаются, что помогает тренировать память, а затем и сопутствуют возникновению вопросов, которые дают родителям возможность поделиться опытом, рассказать о прошлом, об истории страны на примерах своей собственной семьи. Рассказать про жизнь бабушек и дедушек, поделиться историями из своего детства. А это, в свою очередь, дает ребенку возможность понять смысл праздников, которые отмечает его семья, позволяет ему чувствовать себя причастным к происходящим в семье радостным событиям  и памятным датам.

Чему нужно научить ребенка в семье?

Вирджиния Сатир в своей книге «Почему семейная терапия?» пишет, что важно научить ребенка как:

  • взаимодействовать с неживой природой и неодушевленными предметами окружающего мира;
  • как общаться, как пользоваться словами и жестами так, чтобы они несли в себе общепринятый смысл;
  • когда и как выражать свои эмоции, все это ребенок видит на примере поведения родителей и старается им подражать, так как они являются беспрекословными идеалами для малыша.

В книге Г.Т. Хоментаускаса «Семья глазами ребенка», написано, что: «формирование личности ребенка в семье — это обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются, а дети — они скромней — не воспитывают родителей (по крайней мере, не делают этого сознательно вплоть до подрост­кового возраста). Дети выбирают свой путь в потоке воспитательных воздействий, другими словами, с ва­шей помощью воспитывают себя».  Иными словами, информация, которую дети получают от родителей, ими перерабатывается и находит свое применение в жизни, то есть в играх и разговорах со сверстниками и с другими взрослыми.

Понятным желанием родителей является потребность видеть своих детей победителями без недостатков. По-принципу: «мы столько в тебя вкладываем, водим на развивающие занятия, проводим столько времени вместе, а ты все равно не можешь самостоятельно одеться (почистить зубы, сделать домашнее задание, и т.д.). Заботясь о будущем своих детей, родители хотят, чтобы они были лучшими, видят их достоинства, которые есть в них самих, но без своих недостатков. Данное желание вполне естест­венно. К сожалению, часто оно приводит к нереальным, за­вышенным требованиям по отношению к детям и к себе самим как воспитателям. Ведь не все зависит от родителей. У ребенка обширная среда обитания, он общается со сверстниками на детской площадке, он слышит разговоры соседей, воспитателей и других взрослых. Все эти факторы влияют на формирующуюся личность ребенка. Но ребенок – это живой человек, хоть и маленький, но он воспринимает информацию, рассуждает, ощущает мир, опираясь на свой собственный, пусть и небольшой, но уникальный опыт. Он воспринимает окружающий мир через призму своего возраста и воображения.

Многие писатели, психологи, педагоги и другие ученые указывали на значение природы в развитии ребенка. Для малыша поход в лес, прогулка по парку, возможность сорвать одуванчик или собрать осенние разноцветные листья – огромное радостное событие в жизни. Даже если родитель (мать или отец) провел с ним всего час, но они вместе занимались интересным ребенку делом (гуляли, кормили белок, собирали грибы/ягоды), то эта прогулка запомнится малышу надолго, а проведенное вместе время будет казаться вечностью.

 «Природа учит ребенка нравственному поведению благодаря своей гармонии, красоте, вечному обновлению, разнообразию форм и линий, красок и звуков. Роль воздействия природы возрастает, если учащиеся привлечены к ее охране и преобразованию». (В. А. Сухомлинский)

Короткий В.И. в своей работе «Основы семейной психопедагогики» пишет, что ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребенка как наглядный родительский образец. Поэтому, если родители любят и ценят природу, то и ребенок научится созерцать ее и относится к ней с почтением.

Аристотель говорил о том, что в воспитании главную роль должно играть прекрасное, а «стремление к одной только пользе оборачивается большими потерями для государства». Существует мнение, что чем больше человек общается с природой, тем светлее и радостнее живет, тем счастливее он, когда взрослеет. Природа учит созерцать, наслаждаться тишиной, учит сопереживать и помогать лесным обитателям (белочкам, птичкам, ежикам). Природа наполняет сердце любовью и избавляет от равнодушия. Ведь каждый день в природе происходят удивительные перемены. Весной удивительно быстро распускаются почки, и все вокруг становится вдруг ожившим, зеленым. Летом всходят посевы и появляются плоды. Важно научить ребенка радоваться каждой травинке в лесу. Необходимо показывать все это ребенку с самого младшего возраста, чтобы он учился замечать мельчайшие подробности, которыми так щедро делится с нами природа и, которые развивают нас духовно, тогда вопросы нравственности, совести и морали будут всплывать гораздо реже.

Список использованной литературы:

  1. Вирджиния Сатир «Почему семейная терапия?»
  2. Карл Витакер «Танцы с семьёй»
  3. Короткий В.И. «Основы семейной психопедагогики»
  4. Хоменгаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка»
  5. Проблемы эстетического развития школьника. /Под ред. Бурова А. И. — М., 1987.

Автор: Реброва Катерина

Статьи 2014 года о подборе домашнего персонала

Google+